498.
(05.12.2005 14:23)
0
вот что я нашел по мариненной ссылке очень интересно ::
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Государственного университета - Высшей школы экономики (ИГИТИ ГУ-ВШЭ)
ЛЕКЦИИ
2005/06 учебный год
Общеуниверситетская лекционная программа "Теория и история культуры"
Рогинская О.О., к.ф.н. (Институт филологии и истории РГГУ)
Современное театральное пространство
30 акад. часа
Краткое содержание: Курс посвящен сценической практике и бытованию театра в современном обществе. Курс ставит перед слушателями несколько важных проблем. Во-первых, это проблема театрального языка, границ и условий театрального высказывания. Во-вторых, обсуждается проблема театральной традиции, ее становления, распространения, передачи и трансформации. Совокупность различных традиций в их развитии и составляет сюжет общей истории театра. Современный театральный процесс в трансформированном виде шифрует и аккумулирует традиции прошлого. Одновременно в центре внимания оказывается синхронное существование и диалог различных театральных традиций и школ в современном культурном пространстве. Специальное внимание уделяется разным метаязыкам театра (автометаописательные актерские и режиссерские концепции, институт театральной критики, высказывание о театре в рамках литературной теории драмы).
В рамках курса предполагается проведение семинаров, посвященных обсуждению спектаклей из репертуара московских театров или гастрольной программы российских и европейских театров в Москве. В посещении спектакля студентам будет оказана информационная и организационная поддержка организаторов курса.
Темы лекций
Блок I. Теория театра (лекции 1-4)
1. Понятие театра. Игра: play и game. Театр как "сиюминутное" искусство. Категория присутствия в театральном искусстве. Понятия пафоса и катарсиса как театральные категории. Катастрофа. Трагическое и комическое. Молчание и умолчание в пространстве сцены. Маска и роль как метафоры. "Театральные метафоры" в философском и обыденном языках.
2. Театр как структура. Театральное пространство: проблема рамок и границ. Типы театральных площадок. Сцена и ее разновидности. Основные компоненты и внутренние механизмы спектакля. Отношения сцена-зал. Драматургический текст как "текст в ожидании". Участники театрального действия, их функции и принципы их взаимодействия: драматург, режиссер, актер, зритель. Театр как пространство коммуникации. Коммуникация внутренняя и внешняя. Рождение спектакля. Понятие репетиции. Репетиция как процесс. Статус репетиции в театральном процессе. Премьера и последний спектакль.
3. Драма и театр. Драма как вид текста. Драматический диалог. Слово в театре. Словесная составляющая спектакля. Театральное слово в его отличии от разговорного языка и литературно-книжного. Механизмы драматизации повествовательного текста. Проблема постановки (staging) повествовательных произведений. Соотношение текстового, драматического, сценического и игрового пространств в спектакле.
4. Антропология и социология театра. Театр как среда (environment). "Театр начинается с вешалки": проблема организации театрального пространства. Закономерности театральной моды и факторы, обуславливающие ее возникновение и смену. Репертуар театра: условия формирования. Изменение состава зрительской аудитории и его закономерности.
Блок II. История театра (Лекции 5-9)
5. Основные вехи: Театр и обряд. Площадной театр. Средневековые мистерии. Становление профессионального театра. Эпоха дорежиссерского театра: основные этапы развития. Театральный переворот в театре XX века: рождение режиссерского театра.
6-7. Характеристика основных театральных направлений XX века. Экспрессионистский театр в Германии. Поэтика экспрессионистской драмы. Политический театр Германии 1920-х гг. Бертольт Брехт и концепция "эпического театра". Театр итальянских футуристов. Луиджи Пиранделло. Французская интеллектуальная драма (Жан Жироду, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю). "Театр жестокости" Антонена Арто. Американский театр ХХ века. Драматургия Юджина О''Нила, Теннеси Уильямса, Эдварда Олби. Послевоенный западный театр. Режиссерская деятельность Питера Брука. "Театр бедный" Ежи Гротовского. Трансавангард 60-х -- 70-х гг.
8. Русский театр XX века. Система Станиславского. Деятельность МХТ. Конструктивизм и биомеханика в творчестве Вс. Э. Мейерхольда. Н.Евреинов как "русский Арто". Режиссерская деятельность Е.Б. Вахтангова. Камерный театр А.Я. Таирова. Система Михаила Чехова.
9. Феномен советского театра. Театр как политическая трибуна. Театр в ситуации "железного занавеса". "Современник" как лицо театра 1960-х. Театр на Таганке Юрия Любимова как лицо театра 1970-х. Анатолий Эфрос. Феномен театра-студии и поэтика самодеятельного театра. Марк Захаров и язык театрального шоу. Театр Г.Товстоногова. Диктат вербальности в советском театре.
Блок III. Характеристика современной театральной ситуации (Лекции 10- 14)
10. Русский театр 1990х-2000х гг. Общая характеристика. "Не меньше чем театр" (М.Давыдова). Включение русского театра в международный контекст. Расцвет театрального трэша. (Воз)рождение русской антрепризы. "Новая русская драма". Конец театральной эпохи.
11. Традиции русского театра за пределами российского театрального пространства. Система Станиславского в современном зарубежном театре. Сохранение русской и советской театральной традиций в современном российском театре. Малый театр и МХАТ как хранители старых традиций.
12. Статус классики в современном театре. Театр как искусство интерпретации классического текста. Шекспир, Чехов и др. на современной российской сцене (Лев Додин, Э. Някрошюс, Кама Гинкас, Петр Фоменко и его школа (С.Женовач, Е.Каменькович и др.), Кирилл Серебренников и др.).
13. Я-высказывание в современном театре. Техника Verbatim. ТЕАТР.DOC. Евгений Гришковец и школа "нового сентиментализма". Контркультурная эстетика "новой русской драмы".
14. Альтернативные театральные формы. Театр кукол Резо Габриадзе. Кукольные спектакли петербургских театров. Театр и поэтика клоунады. В. Полунин и "Лицедеи". Театр и уличные представления. Перфомансы. Театр и современные технологии.
Краткий список литературы
Давыдова М. Конец театральной эпохи. - М.: О.Г.И., 2005 История западноевропейского театра. В 8-ми тт. М., 1956-1988. История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века. М.: "ГИТИС", 2004. История русского драматического театра. В 7-ми тт. М., 1977-1987. Пави П. Словарь театра / Пер. с франц. Под ред К.Разлогова. М.: "Прогресс", 1991. Русский драматический театр. М.: "Большая российская энциклопедия", 2001. Спектакли двадцатого века. М.: "ГИТИС", 2004. Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима / Пер. с франц., ком. С.А.Исаева. М.: Мартис, 1993. Брехт Б. Об экспериментальном театре. "Малый органон" для театра. // Брехт Б. Собр. соч. в 5-ти т. Т. 5/2. М., 1965. Евреинов Н.Н. Театр как таковой. Одесса: "Негоциант", 2003. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: "Искусство", 1985. Bateson G. A Theory of Play and Fantasy // Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. London: Intertext, 1972. Burns E. Theatricality: A Study of Convention in the Theatre and in Social Life. London: Longman, 1972. Elam K. The Semiotics of Theatre and Drama. London & New York: Routledge, 2002. * * *
|